СМИ про нас

Законность звонков с использованием робота

Новости

Законность звонков с использованием робота

Прямая реклама с помощью роботов действительно запрещена (ч. 2 ст.18 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе»; письмо ФАС «О применении части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе»).

Однако не любой обзвон с помощью робота признается рекламным. Согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.


Следовательно, чтобы звонок робота признавался рекламным, нужно, чтобы при звонке напрямую рекламировалась организация и/или ее продукт/услуги
и в таком случае действительно нужно иметь согласие клиента на получение рекламной рассылки, которой являются в том числе и звонки
Не являются рекламой справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Если при звонке осуществляется, например, опрос клиентов (в том числе маркетинговый) и/или сбор разрешений на получение рекламы/информации уже от менеджера, то это еще не будет являться рекламой и такие обзвоны допустимы и законны даже без согласия на то физ.лица.
Также реклама непосредственно в самом звонке будет законна, если перед тем как ее озвучить, будет аналогично задан вопрос, согласен ли на ее получение клиент.
В таком случае при согласии на получение рекламы напрямую от менеджера и/или в самом звонке (которое было предоставлено роботу в разговоре), оно будет считаться согласием на получение этой рекламы, направляемой в дальнейшем.
Главное, чтобы выраженное согласие позволяло однозначно идентифицировать личность клиента и подтвердить, что он действительно пожелал получить рекламную информацию.
Данная информация подтверждается в том числе Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 08.10.2012 № 58. В случае необходимости, доказательством выраженного согласия будет запись звонка.
Для соблюдения требований законодательства также следует обратить внимание на то, что нельзя направлять рекламу клиенту, в случае озвученного им отказа от ее получения, а также следует сразу же исключать клиента из базы, в случае, если он обратился с самым первым требованием о прекращении распространения ему рекламы.

Поправки госдумы март 2024 - Что изменилось

Это усиление ответственности путем выведения данного нарушения в отдельный пункт (ранее проходило по общему пункту с ответственностью за нарушение закона о рекламе в целом).

Спам-звонки (т.е. без согласия на это физического лица) были запрещены и ранее, просто к ним применялся п.1 этой же ст.14.3 КоАП, которую и дополнили.

Ранее ответственность для юрлиц была 100 000 - 500 000 руб.

теперь же по п.4 ст.14.3 — 300 000 - 1 000 000 руб (именно для юридических лиц).

В плане работы с клиентами ничего не меняется - в пользовательском соглашении предусматриваем п.5.3.5, в соответствии с которым клиенты отвечают за наличие соответствующих согласий субъектов на получение звонков.

По закону эти согласия как были нужны, так и нужны сейчас.

По поводу холодных звонков - не все холодные звонки могут считаться спам-звонками, за которые могут оштрафовать.

Считаются спам-звонком (и подпадает под штраф):

  • если не было получено ни в каком виде согласие субъекта на получение рассылок (к которым относятся и рекламные звонки)
  • если звонки продолжаются и человек не был удален из базы после первого же его обращении об отзыве согласия и прекращении осуществления ему звонков

Как получить согласие на получение рассылок

Согласие может быть получено в любой форме, при условии, что такой формы достаточно для идентификации данного согласия и подтверждения четкого волеизъявления конкретного субъекта (физлица) на получение рекламной информации (в виде рассылки в т.ч. звонка) от конкретного рекламораспространителя (Постановление Пленума ВАС РФ № 58).

В идеале это вариант, когда человек уже ранее приобретал какие-то услуги/товары и при этом выразил согласие на получение и других рекламных рассылок.

  • это сделано через отдельный чекбокс на сайте (обязательно отдельный! Есть достаточно практики на этот счет, что нельзя объединять согласие на обработку ПД и на получение рассылок);
  • согласие выражается на основании отдельного документа (формы согласия, в которой все прописано) и не включено, например, в текст договора (опять же - практика показывает, что это не признают достаточным для признания это согласием);
  • в форме согласия прописано, на какие формы рассылок выражается согласие (например, смс-рассылки, email, звонки и пр.) и кто может ее осуществлять.

Также согласие может быть выражено и в устной форме.
Это как раз актуально для осуществления рекламных звонков, в т.ч. по холодной базе.
Здесь следующие условия:

  • согласие должно быть запрошено первым делом, до того как озвучили какую-либо рекламную информацию;
  • должны идентифицировать физлицо, т.е., назвать ФИО/фамилию-имя (обратиться) при запросе согласия;
  • должны указать кто запрашивает согласие и чья рекламная информация будет озвучена;
  • формулировка на получение согласия должна быть однозначной и недвусмысленной, позволяющей точно определить, что звонящий спрашивает согласие на доведение до субъекта информации именно рекламного характера;
  • формулировка на получение согласия должна предоставлять возможность субъекту изначально отказаться от получения (прослушивания) рекламной информации.

Здесь естественно отдельная тема - это наличие согласия на обработку персональных данных лица.

То есть, чтобы были основания хранить и использовать данные физлица, необходимые для такого звонка
номер телефона и ФИО вместе 100% признаются ПД физлица, на обработку которых должно быть получено согласие
и обрабатывать ПД в форме осуществления звонка.

И естественно при первом же отзыве субъектом своего согласия на осуществление ему рекламных звонков (что может быть и в процессе разговора во время звонка), он должен быть удален из базы и больше не должно быть ни одного звонка (иначе может быть штраф).